Iрына Патоцкая
16 декабря 1943 года в берлинской тюрьме была была казнена - гильотинирована - 43-летняя портниха Эльфрида Шольц.
Её казнили «за возмутительно фанатическую пропаганду в пользу врага». Одна из клиенток донесла: Эльфрида говорила, что немецкие и русские солдаты — пушечное мясо, Германия обречена на поражение, и что она охотно влепила бы Гитлеру пулю в лоб.
На суде и перед казнью Эльфрида держалась мужественно. Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти».
Власти прислали ее сестре счет за содержание Эльфриды в тюрьме, суд и казнь — 495 марок 80 пфеннигов.
Через 25 лет именем Эльфриды Шольц назовут улицу в ее родном городе Оснабрюке.
Старшим и единственным братом погибшей был писатель Эрих Мария Ремарк. Он посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году.
Вам это ничего не напоминает?
Эрих Мария Ремарк был гениальным писателем и публицистом, чьи цитаты на века вошли в историю. Он был представителем «потерянного поколения», а также одним из самых известных немецких писателей ХХ века. О нем известно очень много, но не все знают, что у Ремарка была сестра Эльфрида Шольц, которая открыто выступала против самого Адольфа Гитлера, за что и поплатилась жизнью. Ему, как и всем, было очевидно, что сестру обезглавили, мстя ему. Одна из клиенток донесла: Эльфрида говорила, что немецкие солдаты — пушечное мясо, Германия обречена на поражение, и что она охотно влепила бы Гитлеру пулю в лоб.
Враг народа
У Эльфриды не было шансов на апелляцию, ведь на тот момент казни часто проводились в день вынесения приговора. Туманные обвинения стали причиной, по которым ее провозгласили врагом государства. Её казнили "за возмутительную лживую пропаганду в пользу врага" и "подрыв обороноспособности страны". Казнь "Фридхен", как называли Эльфриду в семье, была одной из причин того, что Ремарк отказывался "жить среди немцев" и долгие годы не решался посетить Берлин.
Так, с 1933 по 1945 год к смерти было приговорено 2500 человек за такие же «грехи».
_________________________
Эльфрида Шольц сплюнула на холодный каменный пол берлинской тюрьмы три зуба. Последние оставшиеся во рту. Боли она почти не чувствовала. Её били неделю, методично, каждый день, такая у них работа, у палачей. Руки, ноги и туловище посинели, один глаз опух, а её всё били и били, пытаясь сломить волю.
Судья поправил мантию и вынес приговор:
– Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но Вам не уйти, – подытожил судья. – Гильотинировать за возмутительно фанатическую пропаганду в пользу врага!
Эльфрида только усмехнулась. Жаль, что сплёвывать уже нечем, да и до судьи не доплюнуть. А ещё жаль, что сшила этой толстой корове фрау Зиммер красивое платье. Надо было ей скроить робу.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
– Да что Вы такое говорите, фрау Шольц?! Вы не верите фюреру? – спрашивала толстуха, широко расставив руки. Шла генеральная примерка.
– Я никому не верю. Я охотно влепила бы Гитлеру и Сталину пулю в лоб, – сказала Эльфрида, вытаскивая булавку изо рта и подкалывая ткань, тут надо подшить. Вроде как талия.
– Германия победит! – закричала клиентка.
– Германия обречена на поражение, фрау Зиммер. А немецкие и русские солдаты – пушечное мясо. Вот и всё.
Через час после разговора за Эльфридой Шольц пришли, вытащили из дома в Оснабрюке, засунули в машину и увезли в Берлин