Мысли вслух..." было известно с древнейших времён : завоеватели всегда стремились отнять у завоёванного народа память о своём прошлом и посеять отвращение к своим родным местам .( можно прочесть у русского советского палеонтолога, писателя и общественного мыслителя, доктора биологических наук Ивана Ефремова. )Скажем, когда Таис Афинская спросила у Александра Македонского, зачем персы разрушили прекрасные Афины, ей ответил военачальник при Александре, его «лучший наблюдатель стран и государств» Птолемей: «Очень просто… прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытаптоном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо». (Иван Ефремов. Таис Афинская. Исторический роман. М.: «Правда», 1980, с. 313-314).
И далее М. Ермолович напоминает о том, что «всё это хорошо знали разного рода завоеватели, и поэтому, подчинив своей власти другой народ и стараясь навсегда задушить его стремление к свободе, они прежде всего отбивали ему память, уничтожали всё то, что напоминало о его прошлом».
Именно поэтому в двух вещах особенно старательно действовали и завоеватели Беларуси: «в оплёвывании нашего языка и искажении нашей истории. И это понятно: каждый язык и история — особенно красноречивые свидетели самобытности, в чём нам наиболее отказывали. Но поскольку языка нельзя уничтожить, то его можно опошлить, и до такой степени, чтобы и сам народ стыдился его употреблять и отрекался от него. Историю тоже нельзя зачеркнуть. Но её можно исказить и переделать до неузнаваемости или приписать другим. Так и делалось». (См. Мiкола Ермаловiч. Старажытная Беларусь. Полацкi i навагародскi перыяды. Мн.: «Мастацкая лiтаратура», 1990, с. 10-11). "